Зинаида Арсеньева
От простого к сложному. Как живет Детский хор телевидения и радио СПб
В репертуаре Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга — произведения самых разных музыкальных стилей и жанров — от духовных произведений русских композиторов до русского рока, от западноевропейской классики до современной поп-музыки, от классической оперы до авангардных постановок современных авторов. Сейчас прошел очередной набор в прославленный коллектив. Его главный хормейстер и арт-директор Игорь ГРИБКОВ рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о том, что нового появилось в жизни юных исполнителей.
ФОТО Pixabay
— Игорь Станиславович, не изменились ли правила приема? Какие экзамены должен был сдать ребенок?
— Два года пандемии и связанных с ней ограничений внесли свои коррективы. Если раньше мы проводили очные прослушивания для всех желающих, то теперь процесс был разбит на два этапа. На первом — заочном — мы просили прислать видео. Далее коллегия хормейстеров решала, кого можно пригласить на второй тур — очное прослушивание. Детали этого процесса можно найти на нашем сайте и в официальной группе «ВКонтакте».
— Вероятно, тем родителям, кто живет на окраинах города, например, в Мурине или на Гражданке, сложно возить ребенка на репетиции…
— Хочу сказать огромное спасибо за самоотверженность родителям и всем тем, кто регулярно привозит детей к нам в телецентр на Чапыгина, 6, даже из самых отдаленных районов города и из пригородов (и такие у нас есть). Ведь если у юниоров, младшего хора и среднего хора репетиции проходят два раза в неделю, то с участниками концертного хора мы репетируем уже три раза.
На концертный хор ложится основная нагрузка по участию в концертах, спектаклях, записях на радио… Чтобы стать частью концертного хора, ребенок должен обладать уже некоторым количеством умений.
— Как вы поддерживаете в детях такую заинтересованность, что они выдерживают сложный график?
— Хормейстеры у нас — замечательные профессионалы, которые к тому же умеют создать теплую, дружественную атмосферу в процессе работы.
Хороший хормейстер «вытащит» и самого безнадежного в музыкальном плане ребенка, здесь самое главное — не убить желание заниматься музыкой. Если душа поет — все остальное можно развить, поправить.
Большую роль играет выбор репертуара и сам процесс его освоения. Очень важно, например, не перегрузить маленьких певцов тем, что им пока просто неинтересно. Они с удовольствием исполняют произведения песенного жанра, вместе с тем приобретая техническую и психологическую готовность к исполнению более сложных сочинений композиторов-классиков. Ex simplex est complex — от простого к сложному. В такой обстановке базовые сведения из истории и теории музыки, сольфеджио усваиваются быстро и качественно.
— Что дает ребенку хор — в настоящем и будущем?
— Мы стремимся быть для детей в первую очередь коллегами, как бы странно на первый взгляд это ни звучало. Но я считаю, что только в такой обстановке ребенок может полностью раскрыться — и как артист, и как личность. Основная цель нашего коллектива — дать детям возможность творческого самовыражения с самого раннего возраста. А какой путь они выберут в дальнейшем — уже другой вопрос.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших выступлениях в последнее время.
— Одно из основных событий мая — празднование Дня Победы. Мы участвовали в серии праздничных концертов в БКЗ «Октябрьский», а также в концерте на Дворцовой площади. С огромным удовольствием приняли участие и в съемках песенного проекта к Дню славянской письменности и культуры. Как же это здорово — исполнять любимые песни в исторических местах Петербурга — у «Медного всадника», у домика Петра I напротив любимого Летнего сада, в Петропавловской крепости…
Также в мае мы участвовали в фестивале народной песни «Добровидение».
Поскольку я уже некоторое время являюсь музыкальным руководителем ряда общегородских мероприятий, процесс подготовки для нас, с одной стороны, становится проще, а с другой — сложнее. Очень большая ответственность ложится на наш коллектив, все должно быть не просто безупречно, а идеально.
— Продолжаете ли вы участвовать в богослужениях Русской православной церкви?
— Да, конечно. Это такая радость — спеть целиком Пасхальную службу! Дети уже достаточно хорошо разбираются в Литургии, мы поем всю службу от начала и до конца — с обиходными песнопениями и крупными музыкальными формами. Детские голоса в церкви имеют особое значение и силу. Они бесстрастны и в некотором роде бесплотны. И если церковный хор — это прообраз хора ангельского, то голоса детей как нельзя ближе подходят к такому звучанию.
— А каковы ваши планы на лето?
— Репетиционный процесс в концертном хоре обычно продолжается до начала июля. В начале лета мы станем участниками празднований, посвященных юбилею Петра I. В середине июня выступим в Московском международном доме музыки в проекте Вячеслава Бутусова и Екатерины Мечетиной «Пробужденная радость». Наше сотрудничество продолжается уже несколько лет — не только в этом проекте — и приносит нам действительно огромную радость.
— Складывается такое впечатление, что понятия «отдых» для вас не существует.
— Наш коллектив дает детям уникальный шанс — выступать в концертных залах, на театральной сцене наравне с профессиональными музыкантами. Для этого необходима постоянная серьезная работа, и из этого вытекает наше основное требование — вместе с очевидным наличием музыкальных, вокальных способностей мы рассчитываем на дисциплину и ответственность всех участников коллектива. К нам невозможно приходить только для удовольствия иногда попеть. Мы много успеваем, но для этого необходим труд и, главное, желание отдавать свое свободное время музыке.